Кло́пшток Фридрих Готлиб (Klopstock) (1724-1803), немецкий поэт Просвещения. Религиозно-эпическая поэма «Мессиада» (т. 1-4, 1751-73); драмы на библейские («Смерть Адама», 1757; «Соломон», 1764; «Давид», 1772) и национально-исторические (трилогия «Битва Германа», 1769, «Герман и князья», 1784, «Смерть Германа», 1787) сюжеты; оды («Они, а не мы», 1790; в честь Французской революции конца XVIII в.).
* * *
КЛОПШТОК Фридрих Готлиб - КЛО́ПШТОК (Klopstock) Фридрих Готлиб (1724-1803), немецкий поэт Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)). Религиозно-эпическая поэма «Мессиада» (1751-1773); драмы на библейские и национально-исторические сюжеты; оды («Они, а не мы», 1790, в честь Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ)).
КЛОПШТОК Фридрих Готлиб (Klopstock, Friedrich Gottlieb)
(1724-1803), немецкий поэт. Родился 2 июля 1724 в Кведлинбурге, близ Гарца. Во время обучения в знаменитой закрытой школе Шульпфорте начал эпическую поэму Мессия (Der Messias, тт. 1-4, 1748-1773). В 1745-1748 изучал богословие и филологию в Йене и Лейпциге, увлекался Горацием, Дж.Мильтоном и Э.Юнгом. После публикации первых трех песней Мессии в 1748 в журнале "Бременские материалы" стал лидером молодых лейпцигских литераторов, которым посвятил несколько дружеских од. Любовь к кузине, Марии Софи Шмидт, вдохновила его оды к Фанни. Самая знаменитая из них, Цюрихское озеро (Der Zrichersee), была написана в Цюрихе (1750), где он гостил у ведущего критика новой поэтической школы И. Я. Бодмера. После разрыва с Бодмером Клопшток уехал в Копенгаген, где жил в 1751-1770, пользуясь дружбой датского министра графа Бернсторфа и получая стипендию от датского короля Фредерика V. После падения Бернсторфа (1770) Клопшток поселился в Гамбурге, где и скончался 14 марта 1803. Религиозность Клопштока нашла выражение в пьесах Смерть Адама (Der Tod Adams, 1757), Соломон (Salomo, 1764) и Давид (David, 1772). Пылкого патриотизма исполнены его оды (равно как и прославление Германа (Арминия), вождя херусков, нанесшего поражение римским легионам), в несценичных, с хоровыми интерлюдиями, пьесах Битва Германа (Hermanns Schlacht, 1769), Герман и князья (Hermann und die Frsten (1784) и Смерть Германа (Hermanns Tod, 1787). Пьесы чрезвычайно перегружены "тевтонской" мифологией собственного, клопштоковского изобретения. Страстный борец за национальную и политическую свободу, он приветствовал молодую североамериканскую республику и Французскую революцию (Генеральные штаты - Die tats gnraux, 1788, и Они, а не мы! - Sie und nicht wir!, 1789), но отвернулся от последней во время якобинского террора. Горячо любимый молодежью, уверовав в свою миссию "наставника германцев", Клопшток написал свод законов по организации литературной жизни в Немецкой республике ученых (Die deutsche Gelehrtenrepublik, 1774), а также правила неудачной реформы грамматики и орфографии в статье О языке и поэтическом искусстве (ber Sprache und Dichtkunst).
ЛИТЕРАТУРА
Клопшток Ф.Г. Из второй песни Мессиады - В кн.: Зарубежная поэзия в переводах В.А.Жуковского, т. 2. М., 1985